Информировать и защитить пациента

9 ноября 2016 г. 11:01

«Вечерняя Москва» продолжает рубрику «Первый микрофон». Сегодня мы предоставляем слово сопредседателю Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения РФ, президенту Всероссийского общества гемофилии, сопредседателю Всероссийского союза Общественных объединений пациентов Юрию Жулеву.

Сегодня в Москве открылся VII Всероссийский конгресс пациентов. Первые пациентские организации начали появляться в России более 20 лет назад, на сегодняшний день в состав Всероссийского союза входит 15 таких объединений, общая численность участников которых превышает 2 миллиона человек.

Эти сообщества решают вопросы, которые невозможно решить в одиночку. Они призваны помогать пациентам, особенно больным с тяжёлой формой инвалидности или с редкими заболеваниями.

На конгрессе идет прямой диалог между пациентами, среди которых немало москвичей, и органами власти. Мы обсуждаем системные проблемы - это и лекарственное обеспечение, и доступность лечения инновационными методами. В том числе и изменения нормативной базы - например, мы заявляли вопрос о выписке лекарственных средств на три месяца. Благодаря нашим выступлениям был изменен приказ в системе здравоохранения, и теперь для любого пациента с хроническим заболеванием можно выписывать лекарства, в то время как раньше это было доступно только некоторым категориям граждан. И это - уже большое достижение.

Для общественного контроля при Департаменте здравоохранения Москвы был создан Совет пациентских организаций. Мы - общественники, и занимаемся привлечением внимания к проблемам здравоохранения, и если это делать командой, консолидировано - шансов добиться успеха намного больше.

Недавно сложилась непростая ситуация с 11-й Городской клинической больницей, где должны были пройти массовые сокращения. Однако благодаря вмешательству со стороны Совета пациентов и Общественной палаты проблема была решена. Если бы пациенты не заявили о себе в полный голос - ситуация могла сложиться иначе.

Еще одна важная часть нашей работы - информирование пациентов. Мы рассказываем, куда в конкретной ситуации им следует жаловаться - в страховую ли компанию, в администрацию больницы, в Росздравнадзор, о котором, кстати, мало кто и знает. Эта организация представляет собой что-то вроде медицинской «прокуратуры» и контролирует исполнение законов.

Конечно, есть еще и Департамент здравоохранения Москвы, но тут важно понимать, когда именно следует туда обращаться. Если пациент получил медицинскую помощь за свой счет, то жаловаться, например, в страховую нет смысла, зато может помочь Департамент, занимающийся выдачей лицензий частным клиникам. Соответственно, жалоба на клинику может привести к отзыву у нее лицензии.

Источник: Вечерняя Москва