VII Всероссийский конгресс пациентов: диалог состоялся

11 ноября 2016 г. 23:50

9-10 ноября в Москве состоялся VII ежегодный Всероссийский конгресс пациентов. В его рамках прошли круглые столы, дискуссии, брифинги, образовательные семинары и тренинги по вопросам организации работы пациентских обществ, развития общественного контроля в сфере здравоохранения, повышения качества и доступности медицинской помощи.

В ходе конгресса его участникам удалось обсудить проблемы развития здравоохранения и лекарственного обеспечения населения, пути повышения доступности и качества медицинской помощи в России. Были рассмотрены проблемы качества и доступности медицинского оборудования и изделий медицинского назначения, развития информационных технологий в сфере здравоохранения и взаимодействия медицинского и пациентского сообществ.

Как отметили организаторы конгресса, главная его цель – развитие и совершенствование механизмов взаимодействия государства и общественных организаций для улучшения качества жизни граждан России.

Открыл конгресс сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, который назвал это важное ежегодное мероприятие площадкой для диалога между пациентским сообществом и властью – Минздравом, Росздравнадзором, Фондом обязательного медицинского страхования и другими структурами и организациями. Этот диалог особенно важен для того, чтобы вместе противостоять новым вызовам и преодолеть существующие барьеры, подчеркнул Жулев. Он отметил, что, благодаря конгрессу, удается многого добиться: например, изменить нормативную базу в области организации льготного лекарственного обеспечения или защиты прав пациентов, решить вопросы финансирования, улучшить информирование пациентов. Однако остается и много проблем, требующих решения.

Юрий Жулев подчеркнул важность открытости системы здравоохранения, что подразумевает вовлеченность пациентских организаций в принятие решений и разработку нормативно-правовых актов. Также он отметил необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в целях повышения эффективности работы всей системы здравоохранения.

Главной темой конгресса стал вопрос лекарственного обеспечения россиян и контроля качества лекарственных средств. Директор департамента лекарственного обеспечения Минздрава РФ Елена Максимкина сообщила, что в фармацевтической отрасли в 2016 году наблюдается рост производства. Она отметила, что дефицита лекарственных средств нет, напротив, только в этом году на рынок вышло 500 новых позиций. Также она сообщила, что в стране увеличилось число организаций, занимающихся реализацинй лекарственных препаратов.

Что касается контроля качества, то это вопрос актуален не только для новых препаратов, но и для тех, что на рынке уже не первый год. По мнению некоторых участников конгресса, необходимо собирать информацию об эффективности лекарств и их побочных действиях, причем участвовать в процессе должны сами пациенты. Им необходимо предоставить возможность сообщать такие сведения медикам, и сведения эти должны быть систематизированы.

В частности, член рабочей группы по фармаконадзору Ассоциации иностранных фармацевтических производителей Алексей Ряхин отметил:

-Как бы врачам ни хотелось, чтобы препарат был абсолютно безопасен, это невозможно. О нежелательных явлениях и симптомах должны сообщать пациенты, врачи и фармпроизводители. Пациенты должны обращаться, в первую очередь, к своим врачам, а также к производителям препаратов, которые должны принять информацию адекватно. Говоря о борьбе с фальсифицированными и некачественными лекарственными средствами, участники конгресса сошлись на том, что это одна из основных задач российской контрольно-надзорной системы.

Однако следует понимать, что это все-таки разные вещи. Так, генеральный директор ООО «Натива» Александр Малин отметил:

- Потребители нередко отождествляют понятия фальсифицированного лекарства и некачественного, хотя между ними есть существенная разница. «Фальсификация» соответствует бытовому понятию – «воровство». Такие препараты крайне трудно отличить от легальных средств. В свою очередь, некачественные препараты – это те, которые не соответствуют заявленным свойствам и установленным требованиям нормативной документации.

Также Александр Малин подчеркнул, что фальсификат – это глобальный риск для системы здравоохранения, причем, истинный его размер недооценивают.

- Нет ни одного абсолютно защищенного рынка, – сказал А. Малин. – Необходимо повышать информированность граждан, продолжать работу по созданию информационных ресурсов, консолидирующих информацию о лекарственных средствах. Отрадно, что продолжается подготовка к проведению эксперимента по маркировке лекарственных упаковок. Планируется, что к 2018 году все упаковки будут выходить с чипами, содержащими информацию о лекарстве. Тогда у контролирующих органов будет возможность отследить движение всех упаковок в реальном времени.

Участники обсуждений отмечали, что реализацию государственного контроля качества лекарственных средств необходимо применять исключительно для обеспечения пациентов безопасными, эффективными и доступными препаратами, а не для «выдавливания» конкурента с рынка. Ведь в некоторых случаях для инициации проверки качества препарата подчас достаточно необоснованных и не подкрепленных фактическим материалом жалоб потребителей, которые могут быть спровоцированы фармацевтическими компаниями-конкурентами.

По итогам работы VII Всероссийского конгресса пациентов составлен так называемый проблемный лист с указанием конкретных вопросов, которые волнуют участников конгресса. Затем этот лист будет передан в Минздрав. Как показывает практика, когда пациентскому сообществу удается объединиться, пусть не все, но хотя бы некоторые проблемы решаются положительным образом.

Источник: Лекобоз